"Казанские

Спор с УФАС по РТ разрешен в пользу доверителя

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Кормакова Г.А.,
при участии представителей:
Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и
имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального
образования г. Казани» - Ахмадеева Н.Н. (доверенность от 11.09.2019
№ 13824/кзио-исх, доверенность от 18.09.2019 № 9296/ик),
общества с ограниченной ответственностью «Арт-Строй» - Халиуллин Р.Н.
(доверенность от 03.10.2019, ордер от 20.01.2020 № 000191),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
– Корсукова М.Н. (доверенность от 09.01.2020 № АШ-02/4),
в отсутствие:
третьих лиц – извещены надлежащим образом,
А65-2548/2019
2
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2019 и
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
от 17.10.2019 по делу № А65-2548/2019
по заявлению Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и
имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального
образования г. Казани», общества с ограниченной ответственностью «Арт-
Строй» о признании недействительными решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике Татарстан от 18.12.2018 по делу
№ 06-74/2018 и предписаний от 04.12.2018 № 1 и № по делу № 06-74/2018, о
признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу об
административном правонарушении от 19.03.2019 № А06-141/2019, с
привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований – Исполнительного комитета муниципального
образования города Казани, МКУ «Управление Архитектуры и
Градостроительства города Казани»,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и
имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального
образования г. Казани» (далее - Комитет земельных и имущественных
отношений) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с
заявлением признании недействительными пунктов 1, 2, 3 решения
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
(далее – Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) от 18.12.2018
по делу № 06-74/2018 и предписания от 04.12.2018 № 1 по делу № 06-74/2018.
Делу присвоен № А65-2548/2019.
Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный
застройщик «Арт-Строй» (ранее ООО «Арт-Строй») обратилось в
А65-2548/2019
3
Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании
недействительным недействительными пунктов 1, 2, 3 решения
Татарстанского УФАС России от 18.12.2018 по делу № 06-74/2018 и
предписания от 04.12.2018 № 2. Делу присвоен № А65-3162/2019.
Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный
застройщик «Арт-Строй» (ранее ООО «Арт-Строй») обратилось в
Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании
незаконным постановления Татарстанского УФАС России о наложении
штрафа по делу об административном правонарушении от 19.03.2019 № А06-
141/2019. Делу присвоен № А65-9875/2019.
Судом первой инстанции указанные дела объединены в одно
производство, с присвоением общего номера № А65-2548/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований привлечены – Исполнительный комитет
муниципального образования города Казани, г. Казань, МКУ «Управление
Архитектуры и Градостроительства города Казани».
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2019 по
делу № А65-2548/2019, оставленным без изменения постановлением
Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2019, заявленные
требования были удовлетворены.
В кассационной жалобе Татарстанское УФАС России просит отменить
принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм
материального и процессуального права, несоответствие выводов судов
обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о
времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), жалоба рассматривается в
отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте
судебного разбирательства.
А65-2548/2019
4
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная
инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Комиссией Татарстанского УФАС
России рассмотрено дело № 06-74/2018 по признакам нарушения
Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и
ООО «Арт-Строй» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
выразившегося в осуществлении согласованных действий при
предоставлении, использовании и распоряжении земельного участка с
кадастровым номером 16:50:011116:421, с нарушением действующего
законодательства, что привело или могло привести к недопущению,
ограничению, устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела управлением установлено, что ООО «Арт-
Строй» является единственным собственником жилого 2-х этажного дома
общей площадью 145,5 кв.м. инв.№629, лит. А, адрес объекта: РТ, г. Казань,
ул. Достоевского, д. 24. Право собственности на указанный жилой дом
ООО «Арт-Строй» приобрело на основании договоров купли-продажи долей в
праве собственности на недвижимое имущество, заключенных с гражданами в
2013 году.
На основании заявления ООО «Арт-Строй» об утверждении схемы
расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный
жилой дом №24 по ул. Достоевского, назначение: жилое, 2-х этажный, общая
площадь 145,5 кв.м., инв. №629, лит.А.
Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного
от 12.02.2015 № 258/с комитета муниципального образования г. Казани
утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером
16:50:011116:421 и установлена категория земли населенных пунктов с
разрешенным видом использования - жилая застройка (жилой дом). Данный
земельный участок с кадастровым номером 16:50:011116:421 был образован из
А65-2548/2019
5
земельных участков 16:50:011116:22, 16:50:011116:3, 16:50:011116:4,
16:50:011116:6, 16:50:011116:8.
Между МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений
Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и
ООО «Арт-Строй» был заключен договор аренды от 30.11.2015 № 18756
земельного участка с кадастровым номером 16:50:011116:421 сроком на три
года.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что органу местного
самоуправления по состоянию на 21.05.2018 было известно о ненадлежащем
исполнении ООО «Арт-Строй» договора аренды, однако меры по
расторжению договора аренды и по возврату земельного участка из
незаконного пользования приняты не были. Передача муниципального
имущества конкретному лицу на срок, превышающий определенный законом,
создает для данного субъекта преимущественные условия в получении и
пользовании указанного имущества. Площадь земельного участка значительно
превышает площадь расположенных на нем объекта недвижимости. На
момент окончания срока действия договора аренды от 30.11.2015 № 18756, на
спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, что
препятствует предоставлению земельного участка в аренду ООО «Арт-Строй»
по правилам статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –
ЗК РФ).
В этой связи антимонопольным органом сделан вывод о том, что
формирование земельного участка под объектом недвижимого имущества,
нарушает требования статьи 552 Гражданского кодекса Российской
Федерации, статьи 39.20 ЗК РФ. При этом ООО «Арт-Строй» и
МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного
комитета муниципального образования города Казани» намеренно
действовали определенным образом для достижения заранее оговоренной
цели, то есть достигли и исполнили антиконкурентное соглашение; были
осведомлены о будущих действиях друг друга, при отсутствии внешних,
А65-2548/2019
6
объективных обстоятельств, обуславливающих подобное поведение;
обменивались информацией, определяющей дальнейшие действия друг друга.
Установленные в ходе рассмотрения дела вышеназванные
обстоятельства послужили основанием для принятия антимонопольным
органом решения от 18.12.2018 по делу № 06-74/2018, в соответствии с
которым антимонопольный орган решил: признать МКУ «Комитет земельных
и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального
образования города Казани» и ООО«Арт-Строй» нарушившими статью 16
Закона о защите конкуренции, в части заключения соглашения при
предоставлении, использовании и распоряжении земельного участка с
кадастровым номером 16:50:011116:421, расположенного по адресу: РТ,
г. Казань, Вахитовский район, ул. Достоевского, д.24, с нарушением
действующего законодательства, что привело или могло привести к
недопущению, ограничению, устранению конкуренции; выдать
МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного
комитета муниципального образования города Казани» и ООО «Арт-Строй»
предписание о прекращении нарушения статьи 16 Закона о защите
конкуренции; передать имеющиеся материалы должностному лицу
Татарстанского УФ АС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.
На основании Решения МКУ «Комитет земельных и имущественных
отношений Исполнительного комитета муниципального образования города
Казани» выдано Предписание от 04.12.2018 № 1 по делу № 06-74/2018 о
прекращении нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, которое
привело к ограничению, устранению конкуренции и нарушению
антимонопольного законодательства, а именно: обеспечить возврат
земельного участка с кадастровым номером 16:50:011116:421, расположенного
по адресу: РТ, г. Казань, Вахитовский район, ул. Достоевского, д. 24 из
пользования ООО «Арт-Строй» в орган местного самоуправления. Обществу с
ограниченной ответственностью «Арт-Строй» выдано Предписание
А65-2548/2019
7
от 04.12.2018 № 2 по делу № 06-74/2018 о прекращении нарушения статьи 16
Закона о защите конкуренции, которое привело ограничению, устранению
конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно:
обеспечить возврат земельного участка с кадастровым номером
16:50:011116:421, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Вахитовский
район, ул. Достоевского, д. 24, из пользования ООО «Арт-Строй» в орган
местного самоуправления.
На основании указанного решения антимонопольным органом вынесено
постановление от 19.03.2019 по делу № А06-141/2019, в соответствии с
которым ООО «Арт-Строй» признано виновным в совершении
административного правонарушения, ответственность за которое
предусмотрена частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным решением в части пунктов 1, 2, 3
резолютивной части решения, предписаниями № 1 и № 2, а также с
постановлением от 19.03.2019 по делу № А06-141/2019 заявители обратились в
суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора суды руководствовались следующим.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный
суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых
актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,
осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому
акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо
обязанности, создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1
статьи 198 АПК РФ).
А65-2548/2019
8
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются
соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов
органами или организациями, а также государственными внебюджетными
фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и
хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и
организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое
осуществление согласованных действий приводят или могут привести к
недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к
ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или
устранению с него хозяйствующих субъектов.
В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под
конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при
котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или
ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке
воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем
товарном рынке.
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются
соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов
органами или организациями, а также государственными внебюджетными
фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и
хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и
организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое
осуществление согласованных действий приводят или могут привести к
недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением
случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или
А65-2548/2019
9
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному
установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи
или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу
продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или
устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не
установлено настоящей статьей или другим федеральным законом,
исключительное право на приобретение земельных участков в собственность
или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся
собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных
участках.
В силу статьи 41.1 Закона о защите конкуренции, дело о нарушении
антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и
возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня
совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся
нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания
нарушения или его обнаружения.
Аналогичная норма содержится в пункте 3.48 Административного
регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению
государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях
антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного
Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной
инстанций пришли к выводу об истечении срока давности при принятии
антимонопольным органом оспариваемого решения.
А65-2548/2019
10
Так, оспариваемое решение вынесено 18.12.2018. Управление
Федеральной антимонопольной службы по РТ признало МКУ «Комитет
земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета
муниципального образования города Казани» и ООО «Арт-Строй»
нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, в части заключения
соглашения при предоставлении, использовании и распоряжении спорного
земельного участка с нарушением действующего законодательства, что
привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению
конкуренции.
Спорный земельный участок (кадастровый номер 16:50:011116:421) был
передан ООО «Арт-Строй» на основании договора аренды от 30.11.2015
№ 18756 с МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений
Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».
Как обоснованно указали суды, именно с даты заключения указанного
договора состав нарушения антимонопольного законодательства является
оконченным, поскольку муниципальный орган совершил действие,
подтверждающее его волеизъявление на передачу муниципального имущества
в аренду. В этой связи указанное правонарушение не является длящимся после
совершения указанных действий, поскольку иных действий комитет уже не
совершал.
Учитывая, что решение по делу № 06-74/2018 было принято
Татарстанским УФАС России 18.12.2018, то есть за пределами сроков
давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного
законодательства, суды правомерно указали на обязанность антимонопольного
органа прекратить производство по делу на основании статьи 41.1 Закона о
защите конкуренции.
Довод антимонопольного органа о том, что срок давности необходимо
исчислять с даты выявления нарушения (дата вынесения приказа о
возбуждении дела), а не с его совершения (дата заключения договора аренды),
суды правомерно признали ошибочным.
А65-2548/2019
11
С учетом установленных обстоятельств суды удовлетворили заявленные
требования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном
исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
Несогласие кассатора с выводами судов, иная оценка им фактических
обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает
допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является
основанием для отмены принятых судебных актов.
Арбитражный суд округа не установил нарушения судами норм
процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ
основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2019 и
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
от 17.10.2019 по делу № А65-2548/2019 оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи М.В. Егорова
Г.А. Кормаков